В скором времени наступает один из известнейших христианских праздников Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. В народе он называется короче, Михайлов день. Дата известна не только христианам, но и неверующим людям, поскольку проведение его отличается торжественностью и народными гуляниями.
Архангел Михаил – самый грозный ангел в Господнем воинстве. Бесстрашный, решительный и справедливый, первый из ангелов выступил против растлевающих речей Сатанаила, когда тот возжелал Господней власти над миром. Он стоит во главе борьбы с темными богоборческими силами, попирает и сковывает дьявола.
Чествование Архангела Михаила приходится на 21 ноября. По старому стилю праздник совершался 8 ноября. Дата была выбрана не просто так, она содержит в себе глубокий смысл. Ноябрь – девятый месяц, если считать от марта (в прошлом новый год начинался именно этим месяцем), в календаре, и на Господнем услужение девять ангельских чинов, восьмое число означает собрание всех Небесных Сил при Страшном Суде. Первое празднование произошло после решения Лаодикийского собора в 363 г.
Поклонение Ангельскому Собору велось от начала крещения на Руси, в особенности Архангелу Михаилу. Именно он считался покровителем и защитником земли русской от иноплеменных захватчиков. В честь Архангела Михаила было возведено множество храмов. В день празднования Собора и простой люд, и дворяне, и царские особы собирались в церкви для прославления небожителей, наших великих защитников и Божьих вестников. В песнопениях, исполняющихся в течение службы, раскрываются благодеяния Ангелов от времен создания всего мира до времен Ветхого Завета и Евангельского периода. Священник повествует прихожанам о семи главных Ангелах, которых следует почитать. Это, в первую очередь, Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. В протяжении службы верующие православные исповедуются и причащаются Святых Тайн.
Православная паства после церковной службы устраивала в честь Архангела Михаила и остальных Ангелов застолье. Если оно происходило в деревне, то зачастую, собрание гостей проходило в доме сельского главы. У него и дом был больше, и урожай как правило, богаче. Кроме почитания праздника, обсуждались итоги проходящего года, принимались решения о выполнении неотложных дел. Для доброго наставления детям и молодым людям рассказывались поучительные мудрые истории о долготерпении, любви к ближнему и смирению перед Божьей волей.
Хозяин с хозяйкой готовили для торжества богатый стол. Кушанья делились, как и в современное время, на закуски, холодные и горячие, вторые блюда и чай. Михайлов день – предпостный праздник, поэтому человек услаждался любыми продуктами, в том числе и мясными. Приходящие рассаживались строго по своему занимаемому в обществе положению. Знатные люди сидели приближенно к хозяину застолья, среднего достатка располагались дальше. То же самое касалось и старшинства. В почете было подчинение перед старшими, уважение возраста и жизненного опыта.
Первую чарку поднимал хозяин дома, тем самым приглашая собравшихся приступить к началу праздника. Первыми блюдами подавались каши, особенно гречневая с добавлением жареного лука и грибов, икра, кулебяки и другое. Далее следовали супы и, наконец, чай с пирогами. Чтобы чая хватило всем гостям, кипятили очень большой самовар. После окончания главного застолья праздник мог перемещаться в другой дом.
Одной из отличительных черт Михайлова дня, было презрение (помощь) нуждающихся, для них радушные хозяева приготавливали отдельные горячие угощения и делали небольшие денежные подарки. Верующие православные бедняки относились без ропота, даже с радостью, к своей нелегкой доле. Проводя параллель с вышним миром Господа и Ангелов, можно увидеть, что и там нет равенства, но существует послушание низших творений более высоким. Поэтому нищие благодарили успешных собратьев по вере за помощь и щедрость.
После революции и свержения императорской власти в России одни из тех, кто вложил души и сердца в сохранении заветов отцов и православной веры, это казаки. Рассеянные по всему миру, угнетенные, но непобежденные, они соблюдали традиции чествования святых, отмечали великие православные праздники, в число которых входил и Михайлов день. Казаки являются воинами, защиту Родины от врагов считают своей святейшей обязанностью перед Господом. Именно Архангел Михаил – их непосредственный покровитель и помощник в доблестном деле.
Страшный и трудно восполнимый урон нанесла советская власть России, ее православным христианам. Церковный геноцид до основания сжигал храмы, уничтожал священнослужителей, любые напоминания о монархическом прошлом, поэтому возвращение к былым истокам происходит в наше время медленно. Восстановление святых мест, активная деятельность духовенства, благотворительность вносят наиболее ощутимый вклад в пробуждение человеческих сердец к православной вере. Введение изучения православия в школы, как самостоятельного предмета, поможет со временем выпустить добрых, сознательных молодых людей, которые в своих поступках будут руководствоваться верой.
Празднование православных дат теперь часто транслируется средствами массовой информации. Человек, посмотревший запись праздника, может увидеть и почувствовать светлую атмосферу, одухотворенность храма. Сначала он пойдет туда из интереса, но постепенно познавая всепоглощающую Божью милость, раскается в неподобающем поведении и до конца земной жизни уже останется с Господом. Все святые, Ангелы, во главе которых стоит Архангел Михаил, укрепят и оградят зарождающиеся ростки человеческой веры от происков лукавого.