Причины возникновения агрессии у детей в возрасте до 3 лет можно весьма условно подразделить на несколько пунктов, поскольку очень часто они тесно взаимосвязаны и зачастую трудно бывает отделить одно от другого.
1. Все дело в физиологии
Заболевания центральной нервной системы, полученные в результате тяжелых родов или приобретенные позднее, необходимо исключить в первую очередь. В легких случаях, лечение основного заболевания и психокоррекция осуществляются параллельно с помощью психоневролога или психолога при участии родителей.
Здесь нужно заметить, что огромное значение при воспитании детей с неврологическими диагнозами имеет правильная позиция родителей. Абсолютно недопустимо снисходительно относиться к серьезным проступкам ребенка, оправдывая его поведение болезнью и нежеланием лишний раз травмировать его психику. Разумеется, дергать его постоянными запретами также нецелесообразно, впрочем, такая рекомендация будет уместна и для здорового ребенка.
Если же имеют место быть внезапные вспышки ничем неспровоцированной агрессивности, причиняющей вред окружающим, или совершенно неадекватного поведения ребенка, то может потребоваться серьезное лечение у специалиста, так как это могут быть симптомы эпилепсии, шизофрении и других тяжких расстройств психики.
Очень часто у маленьких агрессоров наблюдается повышение болевого порога. Такие дети малочувствительны к боли, увлекшись игрой, они могут не заметить достаточно серьезных ушибов, они любят играть в грубые игры с потасовками, обижая других детей, сами того не желая.
Замечено также, что дети с повышенной агрессивностью отличаются от своих сверстников и по физическим показателям. Они более рослые, крепкие, сильные, а иногда, напротив, тщедушные и хилые.
2. Нарушения семейного воспитания
Как уже говорилось выше, причиной агрессии может быть неправильное воспитание в семье.
Ребенка либо ставят на пьедестал, оказывая ему явно не заслуженные почести, потакая ему во всех прихотях и закрывая глаза на серьезные проступки; либо, напротив, не обращают на него внимания и предоставляют его самому себе.
Последнее в большей степени имеет место быть в неблагополучных семьях, или в случае рождения нежеланного ребенка, который чутко улавливает настроение взрослых и понимает свою ненужность.
В этом случае можно говорить о таком явлении, как отсутствие «базового доверия к миру», причем оно формируется уже к первому году жизни.
3. Агрессия, как форма самозащиты. Ситуативная агрессия
Агрессия, как ответное действие на внешнюю угрозу является совершенно нормальной реакцией здорового человека независимо от возраста. Более того, неумение и нежелание ребенка вступить в конфликт, защищая свои интересы, свидетельствует о пассивности характера.
Причиной агрессивной реакции может стать плохое самочувствие, повышенная утомляемость. Любая мама знает, что если ее дитя выспалось и хорошо себя чувствует физически, то и настроение у него прекрасное, но если ребенок устал, у него режутся зубки или болит горло, то это недомогание легко может вылиться в приступ детской истерики.
Теснота в помещении, шум и некомфортная температура воздуха также являются поводом для вспышки агрессии. Маленькие дети очень тяжело переносят поездки в душном транспорте, смену климата и различные шумные массовые мероприятия, впрочем, даже просто круглосуточно включенный телевизор может спровоцировать агрессивное поведение.
4. Агрессия или возрастной кризис?
Довольно часто родители путают агрессию с обычным детским упрямством, которое проявляют дети, пытаясь отстоять свое право на самостоятельность. Проблемы возникают, как правило, в возрасте от 2 до 4 лет, этот период времени получил название «кризиса трех лет».
Ребенок начинает осознавать себя личностью, единственной в своем роде.
Он пытается быть самостоятельным, но, поскольку, опыта и знаний у трехлетнего малыша явно недостаточно, то его попытки показать свое «Я», сводятся к протестам и нежеланию подчиняться.
Родителям нужно только переждать это время, понять мотивацию поступков своего ребенка, быть терпеливым и мудрым. Пройдет кризисный возраст и все станет на круги своя.
5. Физические наказания ребенка, психологическое давление, многочисленные запреты
Пожалуй, нет смысла доказывать, что психологические и физические методы давления на ребенка не только не достигают желаемой цели, но наоборот, приводят к ухудшению ситуации. Чем строже бывает наказание, тем агрессивнее ребенок относится к ровесникам, а далее к родителям и другим взрослым. Теория о пользе физических наказаний, к сожалению, имеет многочисленных приверженцев, но к счастью, и противников немало.
И сколько ж порой на детей срывается
Всех взрослых конфликтов, обид и гроз.
Ну как же рука только поднимается
На ужас в глазах и потоки слез?!И можно ль распущенно озлобляться,
Калеча и душу, и детский взгляд,
Чтоб после же искренно удивляться
Вдруг вспышкам жестокости у ребят.— Э. Асадов
Унижения и оскорбления также могут вызвать агрессивную реакцию у ребенка, особенно высказанные на людях. Обида и боль, переживаемые маленьким человечком, приводят к неуверенности в себе и к возникновению различных комплексов.
Ситуация осложняется в том случае, когда оба родителя – люди властные и не терпящие возражений. В таких семьях ребенок оказывается между двух огней и страдает от многочисленных запретов и чрезмерного контроля.
Единственным выходом для него будет агрессивное поведение, как скрытая форма протеста против настоящего положения вещей.
Родители должны научиться уважать личное пространство ребенка, который начинает осознавать свое «Я» и пытается строить свою модель поведения и определяет нравственные границы. У него появляются свои секреты, и мудрые родители не будут отказывать ребенку в праве на его личную свободу, поскольку ее нарушение может вызвать достаточно бурную реакцию.
Еще одной причиной проявления агрессии может быть ограничение физической активности ребенка. Нужно запомнить раз и навсегда, что его энергия обязательно должна найти выход в подвижных играх со сверстниками, в эмоциональной разрядке или занятиях спортом.
Если ребёнок психически здоров, то причиной агрессии вполне могут быть стресс или переутомление, нервное напряжение. Когда дочь перешла из начальной школы в среднюю и просто не успевала сделать все уроки, так как задавали помногу, а она перфекционистка, она стала вести себя агрессивно, раздражительно, учебники в стену швыряла. В такие моменты ребёнка нужно поддержать, а не кричать на него, не обвинять в чём-то. Мы тогда справились, какие-то уроки делали вместе, на какие-то просто махнули рукой. Да, дочь больше не была отличницей, но здоровье и нервы сохранила.
В нашей системе семьи подобные явления в поведении ребенка зачастую игнорируются родителями, которые как раз-таки и скидывают все на кризис трех лет. Для людей является нормой воспринимать ребенка, как более слабого звена семьи (соответственно, психологическое и физическое насилие). В таких случаях остается надеяться только на то, что родители рано или поздно “повзрослеют”.