Великий пост – это бесценный подарок нам, человечеству, от нашего Спасителя. Путь для тех, кто хочет найти спасение, кто хочет умертвить свои душевные страсти. Во время Великого Поста человек путем истинного покаяния, проникновения в глубины духовной жизни подготавливается к Светлому Дню Пасхи. Великий Пост является самым продолжительным из всех существующих многодневных постов. Он длится на протяжении семи недель, или седмиц, и у каждой есть свое название.
Неделя первая Великого Поста – «Торжество Православия»
В храмах с понедельника по четверг читают Покаянный канон, написанный преподобным Андреем Критским. Удивительные слова, идущие из глубины сокрушающегося сердца, невероятным образом воздействуют на душу. Многие православные стремятся попасть на эти службы. Пятница первой седмицы посвящена памяти святого Федора Тирона. В этот день освещают «коливо» – каша с медом, сваренная из пшеницы. В воскресенье совершается праздничная литургия и чин «Торжества Православия» о победе церкви над ее противниками. Первые два дня первой седмицы Великого Поста полностью воздерживаются от вкушения любой пищи. Следующие три дня разрешается есть постную еду, но без масла. А в субботу и воскресенье масло можно добавлять в блюда. Справляют «Тужилки по Масленице», готовят постные блинчики. Обязательно надо убрать во всем доме, вычистить каждый уголок, а после домашних дел – баня. Великий Пост должен начинаться не только в душевной чистоте.
- Неделя вторая Великого Поста – чествуется великий богослов Григорий Палама
- Неделя третья Великого Поста – «Крестопоклонная»
- Неделя четвертая Великого Поста – отмечают память преподобного Иоанна Лествичника
- Неделя пятая Великого Поста – в церкви вспоминают святую Марию Египетскую
- Неделя шестая Великого Поста – неделя «ваий»
- Неделя седьмая Великого Поста – Страстная неделя
Неделя вторая Великого Поста – чествуется великий богослов Григорий Палама
Именно он обличил ересь Варлаама. Григорий Палама утверждал, что все энергии, что находятся вокруг нас это и есть Бог. Так Господь являет себя человеку и миру. В первые пять дней второй седмицы Великого Поста употребляют пищу без масла. Суббота и воскресенье – масло разрешается.
Неделя третья Великого Поста – «Крестопоклонная»
Ее еще называют Средокрестье, так как пройдена первая половина трудного пути до Воскресения Христова. Эта седмица посвящается Кресту Господню. В воскресенье после всенощной из алтаря в самый центр православных храмов выносят Распятие, украшенное цветами. Крест Господень – духовное подкрепление для тех, кто проходит пост. Напоминание кающимся о спасении души, о претерпевших Иисусом страданий ради спасения людей. В Крестопоклонную неделю разрешается добавлять в еду масло. По древней традиции на Руси в это время начинали выпекать обрядовый хлеб. Он способствовал хорошему посеву, умножал плодотворную силу матушки земли и зерна. Но постепенно ему на смену пришли печенья в форме крестиков – «крестцы». Сладкие, рассыпчатые, пахнущие миндалем и ванилью, а в средине маленькими крестиками вдавлены изюминки. В середину «крестцов» прятали зернышки пшеницы и монетки. Их количество равнялось членам семьи. Если попадалось зерно, то его обязательно хранили до весеннего сева, чтобы первым бросить на пашню. Тогда и урожай будет обильным и амбары полны. Ну а монетка – быть богатым. Делают «крестцы» в среду, но по старинному поверью их готовят в субботу второй седмицы.
Рецепт для печенья «Крестцы»
Для того чтобы испечь «крестцы» надо измельчить 100 г орехов. Затем соединить их с 2 ст. муки и 300 г жидкого меда. Добавить туда 2 ст.л. растительного масла (можно оливкового) и натертую цедру лимона. Пышность печенью придаст 1\2 ч. л. соды или любой разрыхлитель для теста. Тесто раскатывают и вырезают из него крестики. Сверху крестообразно укладывают изюминки, ягоды калины, малины. Поверхность смазывают сиропом и ставят в печь.
22 марта по н.ст. – день памяти сорока мучеников Севастийских, который приходится на третью неделю поста. В народе этот день именуют Сороки. Это встреча приходящей весны, прилет возвращающихся в родные края перелетных птиц. И как символ весны выпекают жаворонков из теста. Приготовить их совсем несложно.
Рецепт «жаворонков» из теста
Сначала готовится опара: 1\2 ст. муки смешивают со стаканом теплой воды, 4 ч. ложками сахара и 12 г сухих дрожжей. Опару ставят в теплое место, где она должна увеличиться в объеме в три раза. Теперь в нее добавляют 1\3 ст. сахара, 3 ст. муки, 4 ст.л. растительного масла, соль по вкусу. Замесить тесто до гладкой однородной массы, можно при этом подсыпать муку. После накрыть его салфеткой и оставить на два часа.
Когда тесто подойдет его обминают, нарезают ровными кусочками, из которых раскатывают небольшие колбаски. Колбаску завязывают узлом. Из одного кончика узелка формируют головку: вытягивают носик, вставляют изюминки вместо глаз. Из другого – делают хвостик: его расплющивают и надрезают перышками. Жаворонков обмазывают сахарным сиропом и ставят в духовку.
Неделя четвертая Великого Поста – отмечают память преподобного Иоанна Лествичника
Великий монах, а потом игумен самого строго монастыря на горе Синай, написал руководство для духовного восхождения верующих. В четвертую неделю поста поминают усопших. До субботы не употребляют масло. Существует традиция выпекать в воскресенье «лесенки», символизирующие лествицу, приводящую к Божьему Престолу. Их делают разные, начиная от маленьких и кончая большими пирогами. Двадцать три ступеньки означали число мытарств, семь – небеса Апокалипсиса, двенадцать – число месяцев. Тесто для «лесенок» готовили постное ржаное, но можно использовать и пряничное.
Неделя пятая Великого Поста – в церкви вспоминают святую Марию Египетскую
Бывшая в молодости великой грешницей, она искупила свой грех молитвами и искренним покаянием. В среду в храмах идет всенощное бдение во время которого читается покаянный канон Андрея критского и житие Марии. Эту самую долгую службу называют стоянием Марии Египетской. В субботу в храмах проходит похвала Пресвятой Богородице, которая избавила Царьград от врагов. Вплоть до субботы пищу употребляют без масла.
Неделя шестая Великого Поста – неделя «ваий»
Предверие перед крестным путем Спасителя, когда он незадолго до своих страданий воскресил умершего Лазаря. Лазарева суббота один из важных праздников накануне Вербного Воскресенья. В этот день нельзя мыться, считается, что волосы будут выпадать. Выпекали постные хлебцы по количеству членов семьи. В один закладывали медный грошик. Кому монетка попадет, тот не будет ни в чем нуждаться. Разрешается вино, елей, икра. Воскресенье – вход Господень в Иерусалим, Вербное Воскресенье. Иудейский народ встретил Христа с пальмовыми ветками, отсюда и пошла традиция брать с собой в церковь пальмовые ветви, ну а у нас – вербу или иву. Освященными веточками вербы в воскресное утро слегка стегали детей, чтобы у них было крепкое здоровье. Варили кашу с проклюнувшимися почками вербы. Считается, что нежные, одетые в золотую пыльцу почки вербы наделены магической силой. Их даже глотали для того чтобы выгнать из тела недуги. Уверяют, что если бесплодная женщина съест их, то скоро станет матерью. Верба, воткнутая в землю на поле или саду, сбережет урожай. В Вербное воскресенье хозяйки пекли калачи и раздавали их всем родственниками на здоровье, животные тоже получали свои порции.
Неделя седьмая Великого Поста – Страстная неделя
На Страстной седмице каждый отдельный день – великий. Пост в это время строгий. В храмах читают Страдания Христовы. Вспоминают тайную Вечерю, молитву Спасителя в саду Гефсиманском, Иуды предательство, суд над Иисусом. Великая Пятница – всеобщая скорбь о распятом Иисусе. В этот день нельзя вкушать еду. Плащаницу выносят на середину церковного храма, где она будет находиться до Пасхи, как символ нахождения Господа в гробе. Заканчивается Великий Пост светлым Воскресением Христовым.
Ошибаются те, которые полагают, что пост всего лишь воздержание от еды. Настоящий пост – освобождение от зла, укрощение похотей и гнева, прекращение злословия, лжи, клеветы и особенно клятвопреступлений. Поститься должны не только уста, но и каждая частичка тела и души. Бог только тогда примет пост и в изобилии дарует плоды покаяний.