Ваш малыш еще совсем крохотный, а вы уже представляете, как уютно устроившись с ним в кресле, будете листать книжки, рассматривать картинки…
Казалось бы, разве можно чему-то научить кроху, которому только исполнилось два месяца? Оказывается, можно! Первые шаги к будущему чтению нужно делать как раз в этом возрасте. Ведь сейчас все, что нужно малютке – это доброжелательный и спокойный мамин голос.
А потому, осуществляя ежедневный уход за новорожденным малышом, просто напевайте свою любимую песенку, рассказывайте стишки, передавая ему свое хорошее настроение. Первое время вам будет казаться, что ребенок не обращает на это никакого внимания, но вскоре вы заметите, что малыш внимательно вглядывается в ваши шевелящиеся губы. Через некоторое время, услышав мамин говор, малютка начнет приподнимать головку, поворачивать ее на звук голоса и пристально вглядываться в лицо.
Какое это имеет отношение к чтению? Самое прямое – ведь так вы учите ребенка слушать, и он начнет проявлять интерес к стихам, песенкам и рассказам задолго до наступления первого дня рождения. Через несколько лет эта привычка перерастет в желание читать вместе с вами, обсуждать, спорить.
Начните с картинок
Книга – не баночка с фруктовым пюре, на которой написано: «С 10 месяцев». И не важно, умеет ли ребенок ползать, сидеть или ходить. Если у вас уже есть желание открыть книгу вместе с ним – сделайте это. Если кроха еще не умеет сидеть, можно устроить его в полулежачем положении на маминых или папиных коленях. Откройте красочную книгу и попытайтесь ее озвучить: «Посмотри, какая собачка: гав-гав-гав. Какие у нее ушки, хвостик…». Вполне естественно, что сначала малыша едва ли хватит на пару страниц, но это нормально, ведь воспитание ребенка до года требует упорства не только в отношении чтения с пеленок. Наберитесь терпения и продолжайте, прибавляя каждый раз еще страницу. Главное – чтобы вам самой это нравилось, ведь ребенок очень тонко чувствует мамин настрой.
Зачем начинать показывать картинки в таком раннем возрасте? Чтобы потом не было поздно. Если малыш тянется к книге, проявляет интерес к картинкам, значит, вы на правильном пути. Если интереса нет – попробуйте предложить ему книгу с более интересными рисунками. Вообще, картинки должны быть яркими, большими и понятными для ребенка.
Когда малышу исполнится год, он уже сможет сам выбирать книгу, которую хочет послушать, научится показывать «традиционные» глазки и ушки. Не торопите ребенка, но если он как-то отреагировал на картинку – погладил «лялю» по щечке, улыбнулся собачке, – это уже небольшая победа. Обязательно озвучивайте картинки, рассказывайте о нарисованном персонаже, подражайте звуками (чик-чирик, мяу-мяу и т.д.). Только следите, чтобы малыш не устал, ведь так можно надолго отбить возникший интерес.
Если же ребенок отталкивает книгу – не расстраивайтесь. Просто выждите время и попробуйте еще раз. Покажите малышу, что вам самой очень нравятся картинки в книжке, обсуждайте их эмоционально и живо.
Читаем и рассказываем
Ребенок с интересом разглядывает картинки, но чтение слушать даже не желает? Как только вы начинаете читать, крохи и след простыл, – что ж, и такое бывает. Попробуйте его перехитрить. Прочтите книгу про себя, а затем перескажите малышу так, чтобы текст соответствовал картинкам, прибавляя при этом выразительные возгласы типа: «Ой!», «Ах!», «Бух!».
Через время, когда крохе будет около двух лет, ваши рассказы будут все длиннее, потом почти сравняются с оригиналом – значит, пора начинать читать ему по-настоящему.
Если малыш сам просит почитать ему книгу, с удовольствием слушает и рассматривает картинки, а, возможно, знает наизусть несколько стихов, пора учить его разговаривать о прочитанном. Ребенку пока трудно выражать свои мысли словами, ему сложно быстро вспомнить содержание книги. Поэтому акцентируйте внимание на эмоциях героев, нарисованных на картинках. Например, мама читает, а потом спрашивает:
Посмотри, что чувствует сейчас зайка?
Он грустный.
А почему?
Он плачет.
Правильно. А из-за чего?
Его бросили одного на скамейке.
Так, от простого просмотра картинок, вы плавно подошли к пересказу. Смотря на иллюстрацию, ребенку гораздо проще вспоминать, что случилось с персонажем. А акцентируя внимание на позе, выражении лица, жестах сказочного персонажа, мы учим кроху понимать настроение живых людей.
Мамины хитрости
Что делать, если ребенок совсем не хочет воспринимать чтение без просмотра картинок? Не нужно его торопить, значит, он еще не дорос до такого восприятия. Попробуйте читать ему книгу перед сном, попросив его лежать с закрытыми глазами и слушать. Сделайте это приятной традицией, и возможно, уже через пару дней малыш сможет слушать вас довольно продолжительное время, не перебивая просьбами посмотреть на рисунок.
Поверьте, все эти умения – слушать, смотреть, пересказывать, очень здорово помогут, когда вы решите, что пора учить кроху самостоятельному чтению!