Очень часто мамы и папы аутичных детей обращаются к специалистам за помощью только лишь после того, как в поведении ребенка отклонения становятся очевидными для окружающих. А до постановки диагноза нередко проходит много времени. Услышав незнакомое заключение, многие родители приходят в полное смятение. Когда они за разъяснениями обращаются к справочникам, то еще больше отчаиваются, потому что не находят для себя ничего утешительного. В одних книгах аутизм почти приравнивается к одаренности малыша, в других книгах – к шизофрении.
Более того, во многих статьях можно прочитать, что аутичные ребята чаще всего появляются в тех семьях, где родители имеют высокий социальный статус и развитый интеллект. Если даже такая точка зрения полностью отторгается специалистами, мамы и папы, натолкнувшись в книгах на такое объяснение причин появления аутизма, много лет испытывают глубокое чувство вины перед своим ребенком и окружающими.
Кроме того, услышав такой диагноз, многие родители себя чувствуют совершенно бессильными, потому что не знают, как они должны помочь ребенку. По этой причине им надо знакомиться с особенностями развития аутичных детей. Поняв, чем же именно отличается их малыш от других ребят, увидев все его стороны, родители совместно с педагогом и психологом могут правильно определить степень требований к нему, выбрать формы работы.
Мамы и папы обязательно должны понимать, как трудно их ребенку жить в этом мире. Им надо терпеливо за ним наблюдать, отмечая и вслух интерпретируя каждое слово его и каждый жест. Со временем это поможет обогатить внутренний мир малыша и сможет подтолкнуть к необходимости правильно выражать свои чувства, мысли, и эмоции словами. Помимо этого мамы и папы должны учитывать, что их малыш слишком раним. По этой причине родители обязательно должны быть деликатны и осторожны.
Очень часто аутичный ребенок не реагирует на окружающих и ведет себя так, как будто он находится возле взрослых или сверстников, но не с ними. Такой малыш не хочет никого пускать в свой внутренний мир. Изредка только по случайно оброненному слову можно понять, о чем он переживает, чего боится и чего хочет. Естественно, воспитатель или учитель не каждый раз может вести постоянное наблюдение за малышом. Для того чтобы сразу же понять ребенка и помочь ему, педагог должен работать совместно c его родителями.
Установить психологический эмоциональный контакт с малышом и привить ему навыки коммуникабельности может помочь чтение в кругу семьи. Желательно читать, посадив его на руки. Лучше всего обсуждать книгу несколько раз после чтения. Это ребенку поможет научиться хорошо понимать самого себя и окружающих, а новые стереотипы общения значительно снизят волнение и повысят уверенность в своих возможностях.
Если ребенок очень маленький, надо постоянно его брать на руки, обнимать и гладить. При этом ему надо говорить нежные слова.
Для того чтобы укреплялись контакты родителей с педагогами, желательно, чтобы близкие ребенка как можно чаще ходили в класс или в группу детского сада, который посещает ребенок. Для аутичного малыша свойственен страх изменения привычной обстановки, поэтому лучше всего, если в начале учебного года мама будет навещать его на переменах, а иногда и сидеть на уроке.
Мамы и папы для работы с малышами могут использовать какие-либо индивидуальные игры, которые посоветуют педагоги.
Родители и педагоги, работая с такими детьми, могут общими усилиями развить их воображение, научить общаться со сверстниками, а также помочь ребенку адаптироваться в этом мире.