Home / Развиваемся вместе / Наблюдаем за погодой

Наблюдаем за погодой

ребенок и метеорологияНа улице дождь, ребенку скучно. Вместо того чтобы грустить из-за ненастья, предложите ему увлекательное занятие, сочетающее игру и познание. Расскажите о науке, изучающей погодные явления, – метеорологии – и предложите стать исследователями, учеными, наблюдающими за природой.

Мастерим приборы

Организовать наблюдения за погодой удобнее всего на дачном участке. Для этого нужно совсем немного места и несложные приборы, которые родители легко смастерят вместе с детьми из подручных материалов.

Чтобы определить, откуда дует ветер, понадобится флюгер. Делают его из обычной рейки, к одному концу которой прикрепляется жестяная флюгарка. Если куска жести не оказалось, оперение флюгера можно изготовить из любого другого подходящего материала. На прочном шесте закрепите указатель сторон света и установите шест вертикально, сориентировав указатель по компасу. На острие гвоздя, закрепленного в торце шеста, поместите флюгер (для этого в рейке нужно проделать отверстие, позволяющее вашему прибору свободно вращаться вокруг оси).

Подберите место для установки термометра. Подойдет обычный уличный; закрепить его нужно так, чтобы на него не падали прямые лучи солнца.

Из обычной банки и линейки изготовьте осадкомер (дождемер). Установите банку на горизонтальной дощечке и поместите в ней воронку, диаметр которой совпадает с размером дна банки. Сбоку прикрепите линейку – по ней вы будете определять количество выпавших осадков. После дождя посмотрите, до какой отметки доходит уровень воды в банке – это и есть количество осадков.

Влажность воздуха измеряют психрометром. Чтобы соорудить простейшую модель этого прибора, потребуется два термометра и небольшая емкость с водой (стакан или баночка). Закрепите оба термометра на дощечке, емкость разместите под одним из них так, чтобы термометр не касался воды. Затем возьмите полоску марли или хлопчатобумажной ткани, обмотайте кончик термометра, а оставшуюся часть ленты опустите в воду. Теперь показания термометров будут отличаться, и чем ниже влажность воздуха, тем больше будет разница. Для определения точных значений существует специальная таблица, но для простых наблюдений можно обойтись и без нее. Учтите, что ветер, сквозняки, различные колебания воздуха будут сказываться на показаниях вашего психрометра.

Фиксируем наблюдения

Настоящие ученые ведут наблюдения регулярно и обязательно записывают результаты. Можно сделать специальный дневник наблюдений, в котором ребенок будет фиксировать показания своих приборов. Подойдет для этого обычная школьная тетрадь с начерченной таблицей. Объясните ребенку, как записывать полученные данные, какие условные обозначения при этом используются.

Ведение такого дневника учит быть внимательным к природным явлениям, наблюдать, обобщать и сравнивать. Обязательно сохраните материалы этого первого научного исследования своего малыша.

Делаем выводы

Наблюдая за погодой, вы наверняка заметите определенные закономерности. Постепенно ребенок научится связывать те или иные явления с предстоящими изменениями погодных условий – так составляются простейшие прогнозы. В помощь юному метеорологу – проверенные поколениями народные приметы.

Плохую погоду предвещают:

  • усиливающийся к вечеру ветер;
  • перистые облака на закате;
  • кучевые облака поутру, значительно разрастающиеся к полудню;
  • летающие низко над землей ласточки;
  • стелющийся по земле дым костра;
  • закрывающиеся цветки кувшинки.

Обещают хорошую погоду:

  • чистая, свободная от облаков западная сторона неба на закате;
  • ночной туман, собирающийся в низинах и растворяющийся с восходом солнца;
  • кучевые облака поутру, исчезающие к обеду;
  • высоко летающие ласточки;
  • поднимающийся вверх дым из трубы или от костра;
  • раскрывающиеся с утра цветки полевого вьюнка.

Учите ребенка не только фиксировать погодные явления, но и получать удовольствие от общения с природой, наблюдений за ее жизнью. Именно с таких простых шагов и начинается воспитание бережного отношения к окружающему нас миру.


ЕЩЕ НА САЙТЕ