Ребенку, поступающему в первый класс общеобразовательной школы, необходим определенный уровень развития.
Но все дети, как известно, разные: одни активные, другие медлительные, третьи — нечто среднее. Уровень общего развития, необходимый для обучения в школе, можно выявить с помощью несложных тестов. Ребенок должен как минимум, уметь распознавать формы (круг, квадрат и пр.), рисовать карандашом, пересказывать короткие истории из книжек с картинками. Понаблюдайте, способен ли он на время (минимум 15 минут) сосредоточиться на чем-то, оставаясь на одном месте.
Кроме того, для обучения в школе дети должны быть достаточно подготовлены физически и психологически. Часто приходится наблюдать, как ребенок, который был «признан годным», следит за ходом урока с большим трудом. Отставание от других редко объясняется недостатком интеллекта. Чаще помехой являются социальные проблемы сложности с мелкой моторикой и популярный в последние годы диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность).
Встречаются дети (чаще мальчики), которые не умеют даже правильно держать ножницы и карандаш, испытывают большие трудности с рисованием, хотя эти навыки — важные предпосылки обучения письму. Бывает, что шестилетний школьник, а этот возраст сейчас не редкость в школе, не может сам одеться, застегнуть пуговицы и молнии или даже не в состоянии самостоятельно сходить в туалет. На первом же занятии в спортзале, когда дети начинают переодеваться, у ребенка возникают трудности.
Заметив это, одноклассники начинают дразнить его за неуклюжесть и неумелость.
Оценить степень подготовленности ребенка к школе правильно и здраво могут воспитательницы детского сада. Они ежедневно наблюдают за детьми, знают, какими навыками обладают их пяти-шестилетние подопечные. Они способны оценить индивидуальный уровень развития каждого ребенка, поскольку наблюдали за ним на протяжении нескольких лет, знают, кто умеет сосредоточиваться, а кто еще так занят самим собой, что пока вообще не способен следить за тем, что говорит взрослый (учитель).
Поэтому родителям, которые собираются отдавать детей в школу «досрочно», рекомендуется прежде всего посоветоваться с воспитательницами. Помните: есть немало платных школ, куда могут принять не созревшего для учебы ребенка только для того, чтобы набрать класс. И обязательно поговорите с собственным ребенком: его желание имеет серьезное значение. Не следует определять ребенка в школу против воли, даже если он отлично выдержал вступительное собеседование с учителем.